Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Москва и МО
С новым кодом, или конец визуального беспредела
10 января 2020
4 431
Обсудить
С новым кодом, или конец визуального беспредела
Как новый дизайн-код Новосибирска изменит городские улицы и какой должна быть наружная реклама XXI века

В конце октября прошлого года в Новосибирске произошло очень важное для городской среды событие. Муниципалитет принял новый архитектурно-художественный регламент размещения рекламных конструкций, или, говоря проще, дизайн-код города. Такими правилами уже обзавелись многие крупные города, улицы которых вскоре перестали напоминать пестрый и агрессивно бьющий по глазам «винегрет». О том, какой теперь будет городская «наружка» и к чему приведет строгое регулирование этого рекламного сегмента, мы поговорили с известным новосибирским маркетологом Дмитрием Петровым.  

Конец эпохи «Гусинки»  

За наведение порядка новосибирские власти взялись сразу после публикации документа: в конце прошлого года стало известно о демонтаже 60 не вписывающихся в новые рамки билбордов в разных районах города. В этом году планируется убрать с улиц еще около 300 щитов. Такого масштабного сноса рекламных конструкций в Новосибирске не было никогда. 

По мнению Дмитрия Петрова, это верный шаг, который нужно было сделать уже давно: 

«Если говорить про классические щиты 3x6 метров, то это, вообще-то, трассовая реклама, не предназначенная для города. Предполагается, что они должны стоять вдоль пригородных дорог и транслировать рекламные месседжи автомобилистам. Но у нас в городской черте умудрились навтыкать даже суперсайтов (Большие щиты 15x5, 12x3 или 12x4 метров. — Прим. ред.). Все эти конструкции занимают очень много места. Плюс, в других городах бывали случаи, когда они падали на людей и наносили им смертельные травмы».

Для города, по словам маркетолога, есть более цивилизованные виды рекламы: сити-форматы (маленькие щиты, которые у нас часто устанавливают возле остановок транспорта), различные экраны и медиафасады. Все это позволяет эффективно использовать рекламную площадь в интересах множества компаний

Но самое пристальное внимание в новом регламенте уделено вывескам на фасадах зданий. И это неудивительно: в городе работают тысячи коммерческих организаций, и каждая из них норовит обозначить свое присутствие какой-нибудь вывеской. В итоге основную массу уличной рекламы составляют именно они. А в отсутствие внятных правил оформления бизнес, естественно, пускается кто во что горазд и превращает фасады зданий в невообразимую мешанину визуальных символов. 

Теперь же владельцы обязаны привести все свои вывески к единому знаменателю: они должны быть похожи по цвету и шрифту (размером не более 70 сантиметров), правильно отцентрированы и размещены на одинаковой высоте.  

«С вывесками давно нужно было что-то делать, — считает Дмитрий Петров. — Если мы посмотрим на флагман российской урбанистики — Москву, — то там действующий регламент даже более строгий, чем у нас, и в итоге визуальный облик города намного лучше. Все вывески в пределах одного фасада друг с другом гармонируют и не вызывают у людей отторжения. А у нас такая же „сталинка“, как и в столице, пока что  может быть увешана как новогодняя елка. Такое ощущение, что Гусинобродская барахолка после эпичной борьбы властей за ее закрытие расползлась по всему городу и в итоге победила. Но принятый регламент, я думаю, во многом приведет фасады в порядок».  

Новые правила размещения вывесок мэрия сопроводила поясняющими рисунками, которые вы можете увидеть в нашей галерее. А ниже мы привели основные принципы их оформления

Правила оформления вывесок в Новосибирске: 

  • вывески и другие рекламные конструкции не должны перекрывать оконные проемы, витражи, витрины (исключение — медиафасады), дверные и арочные проемы, архитектурные детали фасадов; 
  • нельзя размещать их на остекленных участках фасадов и витражах жилых зданий и бизнес-центров (не касается ТЦ, ТРЦ, кинотеатров и т. п.); 
  • рекламные конструкции не могут размещаться одна над другой в два и более ряда (это, опять же, не относится к некоторым видам коммерческой недвижимости);  
  • запрещено монтировать на фасады призматроны, LED-экраны и роллерные системы; 
  • вывески организаций не могут выходить за пределы занимаемой ими площади здания и должны совпадать по высоте и расцветке с остальными;   
  • также все вывески должны гармонировать с фасадом и не должны быть более чем трехцветными (не касается логотипов); 
  • вывески не могут занимать более двух строк по горизонтали, также нельзя использовать более двух гарнитур шрифта; 
  • подсветка информационных и рекламных конструкций должна быть приглушенной, не мешающей жителям соседних домов и автомобилистам.

И еще один важный нюанс: размещение любой информационной конструкции на территории Новосибирска предприниматели должны будут согласовывать с городским комитетом рекламы и информации. 

«Во всем мире реклама в городах регламентируется муниципалитетами, — отмечает Дмитрий Петров. — Это нормальная практика, потому что должны быть общие правила игры, касающиеся и бизнеса, и горожан. Реклама — часть городской среды, и от того, насколько она вписывается туда, зависит общегородская культура. В этом смысле Новосибирск далеко не идеален, и его нужно приводить в порядок. У нас и так городская архитектура довольно эклектична, и ее существование надо обосновывать. А когда все это вдобавок завешено аляпистой рекламой, сделать это невозможно». 

Корни проблемы 

Сегодняшняя ситуация с обилием рекламы в городе — прямое следствие того, как этот рынок развивался в девяностые и нулевые. По воспоминаниям нашего собеседника, были периоды, когда по количеству рекламных конструкций на квадратный метр мы были едва ли не впереди планеты всей: 

«Щиты стояли вплотную, часто перекрывая друг друга, потому что была никем не сдерживаемая конкуренция агентств. Сейчас этого намного меньше, но общее число рекламных конструкций все равно зашкаливает. В исторической части любого европейского города максимум, который вы увидите, — это деликатные вывески. Даже лайтбоксы в некоторых из них надо еще поискать. У нас в этом смысле до сих пор полная вакханалия». 

Такое ощущение, что Гусинобродская барахолка после эпичной борьбы властей за ее закрытие расползлась по всему городу и в итоге победила

Если вспомнить контекст, в котором формировался рекламный рынок нашего города, то в такой ситуации нет ничего удивительного. 90-е стали эпохой бурного развития бизнеса, который был в новинку для постсоветской России. Во многом тогда мы повторили тот путь, который западные страны прошли лет на сто-двести раньше — в период первоначального накопления капитала. И наружная реклама была одним из важных спутников этого процесса.

«Есть такое правило: чем ближе реклама находится к продукту, тем лучше она работает, тем выше конверсия, — напоминает Дмитрий Петров. — Не случайно девелоперы до сих пор увешивают рекламой свои строящиеся дома. То же самое касается и фасадов, витрин». 

До какого-то момента регламентации на этом рынке не было совсем, поэтому все делали, что душе было угодно. По воспоминаниям маркетолога, у бизнеса тогда было правило: сначала установим щит, а потом уже будем согласовывать

Плюс к тому, отношения чиновников и коммерсантов в те времена были еще менее прозрачны, чем сейчас. Поэтому к моменту введения нынешнего регламента Новосибирск сильно напоминает дикое рекламное поле. 

Убедиться в этом несложно, просто выйдя на улицу. Мы с Дмитрием немного прогулялись по центральной части города, поднявшись от ЦУМа к площади Ленина.

Первое, что бросилось в глаза, — это торговый центр «Бонанза». Наш гид назвал его типичным образчиком китча 90-х: здание хаотично увешано огромным количеством самых разных вывесок и реклам

Висящий неподалеку баннер «Теннисной академии» владельцам, скорее всего, придется убрать. Огромная растяжка закрывает панорамное остекление

Сравнительно цивилизованные конструкции — указатели, созданные в середине нулевых с попыткой привязать их к рекламе.

В итоге обе этих функции, по мнению нашего собеседника, они выполняют не очень хорошо, но авторы хотя бы пытались найти новые формы

А вот этот штендер по новым правилам — точно не жилец. Подобные конструкции в городе теперь запрещены полностью.

Однако пока что их можно встретить даже в центре. Владельцы, видимо, еще не в курсе или рассчитывают на авось

Этот сити-формат установлен в неплохом месте, но все равно пустует. Как говорит наш собеседник — это признак избытка рекламных площадей в городе. Сейчас их не всегда берут даже с большой скидкой

Рисунки в свободных лайтбоксах — чисто новосибирский феномен. Видимо, в свое время кому-то из чиновников не понравились пустые короба.

Владельцев попросили поставить туда хоть что-то, и теперь по всему городу то тут, то там можно наткнуться на перевернутые пейзажи или даже фрагменты тел людей и животных

Старое советское здание на Вокзальной магистрали, кажется, старались оформить более-менее единообразно. Вывески здесь на одной линии, но оформление — кто во что горазд. В Москве все это решено в одной гамме и выглядит гораздо интереснее.

А вот большая вывеска «Досок» работает плохо — она высоко, и видно ее с другой стороны улицы. В том месте, где нет перехода. Вероятно, это заставят снять

Надпись «Парфюмерия и косметика» недалеко от площади Ленина — примерно то, что сейчас делают в Москве. Но при этом она ржавая!

Владельцам не мешало бы вспомнить, что media is a message (медиа — это послание). Вывеска парфюмерного магазина не может быть безобразной

Вывески «Ростелекома», S7 и ВТБ — это уже хороший московский стиль: монохромный текст и цветные вкрапления логотипов.

Читается лучше, выглядит приятнее и дороже. В любом правильно сделанном брендбуке есть подобное монохромное изображение вывески

Дизайн «Электронного города» всегда считается у нас топовым. Плакат, на взгляд Дмитрия, обыгрывает феномен странного замещения рекламы непонятными картинками — буквы как бы выходят за рамки сити-формата

На фасаде конструктивистского здания «Облпотребсоюза», видимо, запрещены вывески, поэтому бизнесмены спрятали их за стеклом. Снаружи есть только вывеска магазина «Сотый».

Не всем конструктивистским зданиям так повезло. А ведь это лицо нашего города. Архитекторы со всего мира едут к нам изучать конструктивизм. Обаяние стиля можно было бы не портить, а еще лучше — выгодно подчеркнуть

А это пример рекламно-фасадной вакханалии. То же самое мы видим на «Бутоне» парой кварталов ниже.

Надписи, вроде бы, пытались сделать единообразными, но получился самый настоящий визуальный беспредел. Впрочем, это ТЦ, а на них многие правила нового регламента не распространяются

Будущее — за витринами 

Как мы увидели, с вывесками и рекламными щитами в Новосибирске пока все очень и очень сложно. Но в ближайшие годы при должном подходе властей ситуация будет меняться в лучшую сторону. А мы с Дмитрием Петровым ненадолго прервали прогулку по рекламным джунглям, чтобы обсудить, каким будет это будущее. 

Владимир Давыденко: Наружной рекламы скоро станет меньше, и выглядеть она будет приличнее. Но ведь свято место не бывает пусто. Что же заменит демонтированные щиты и снятые вывески? 

Дмитрий Петров: К счастью, новосибирский бизнес по своей природе довольно анархичен и сумеет извлечь из запрета новые возможности. Он, как река, найдет себе новое русло, а значит, появятся другие рекламные формы. «Наружка» давно не самый эффективный способ. Уже сейчас диджитал-технологии позволяют очень точно выдавать нужную рекламу нужному человеку. 

Но и наружная реклама меняется: например, появились видеоносители. Медиа-форматы сегодня гораздо привлекательнее «классики»: это цивилизованный вид, оперативная выдача информации, работа одновременно на нескольких заказчиков.

Благодаря таргетингу и геолокации можно даже делать прямые обращения к конкретным людям. Чтобы это все начало активнее развиваться, нужно было задать импульс. И он в Новосибирске задан

В.Д.: На каких принципах нужно строить дружественное для горожан рекламное пространство?

Д.П.: Как раз эти принципы отчасти и лежат в основе нового дизайн-кода. На мой взгляд, хороший носитель — это тот, который хорошо вписывается в окружающую среду. Думаю, будущее за деликатностью. Создавая конструкцию, давайте позаботимся, чтобы она вписывалась в контуры здания. 

Но есть и другая сторона вопроса: нужно разделять носители и содержательную часть. Раздражает реклама несвоевременная, не полезная, не учитывающая особенности ситуации, в которой находится потребитель. И наоборот.

Медиа-экраны как раз хороши тем, что там можно размещать оперативную полезную информацию. Такой можно поставить, например, на въезде на мост и выдавать ценные для автомобилистов сведения с привязанной к ним рекламой. Это люди будут воспринимать гораздо лучше.

В.Д.: А если вернуться к вопросу вывесок? 

Д.П.: В условиях строгой регламентации вывесок новую жизнь может получить такой подзабытый в нашем городе вид рекламы, как оформление витрин. Дизайнерски оформленные витрины — отличный способ продвижения, хорошо балансирующий интересы бизнеса, горожан и власти: с ними город становится красивее. Это было популярно до революции, удачные примеры есть и сейчас. Но они буквально тонут в общей массе посредственных решений. Давайте еще немного пройдемся и посмотрим. 

Что нам пытается сказать SELA? Если это распродажа, они могли хотя бы не допускать в тексте логических ошибок! Вы или меняйтесь, или ликвидируйтесь. Ну и новогодний контекст здесь полностью остался за бортом

Тут люди пытались оформить витрину. Заслуживает внимания, но мы еще в самом начале пути

А вот это просто ужас. В магазине авторских букетов работают флористы и дизайнеры — они могли бы постараться и сделать лучше

Салон «Феллини» оформил витрину поинтереснее, хотя по сравнению с Европой все равно слабо. Минимализм, огонечки, силуэты зданий в духе Амстердама. Но при этом название явно отсылает нас к Италии

Грилянда на крыльце выглядит неплохо, но портят эту картину растянутые тут же баннеры. Как будто люди пытались сделать что-то интересное, но по ходу дела свернули на проторенную колею. К слову, такие баннеры теперь тоже запрещены

А это уже элитный торговый ряд. И что мы видим в праздничные дни? Ничем примечательным лакшери-бренды нас не порадовали — оформление витрин стандартное

«Рив Гош» старался сделать что-то хорошее, но не помыл окно. На фото это почти не видно, а вот покупателей может отпугнуть. Делай какой угодно дизайн, но такая деталь непременно его испортит

«Давайте подытожим: мы в центре города в период новогодних праздников. И что же мы видим в витринах? — спрашивает Дмитрий в конце своей импровизированной экскурсии. — В лучшем случае — какие-то китайские огонечки, звездочки и снежинки. А ведь на хорошо оформленную витрину можно смотреть буквально часами — она прямо-таки заставляет остановиться. Думаю, когда новый дизайн-код заработает в полную силу, предприниматели волей-неволей будут уделять им гораздо больше внимания».

avatar

Владимир Давыденко,Шеф-редактор журнала N1 в Новосибирске

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
Владимир ДавыденкоВиталий Эйгерис
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Статусы земельных участков: правовой гид
Некоторые ограничения, которые могут быть связаны с использованием участка для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ):Строительство жилого дома. На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемом КФХ, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трёх, общая площадь которого составляет не более пятисот квадратных метров и площадь застройки под которым составляет не более 0,25% от площади земельного участка. При этом такой дом может быть предназначен для проживания только членов КФХ.Образование земельного участка. Образование земельного участка из земельного участка, на котором расположен жилой дом, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.Определение муниципальных образований. Законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых КФХ.
Срок владения для квартир, купленных по ДДУ
Добрый день! В дду Застройщик прописал следующее: 1. Стоимость квартиры (которая была оплачена сразу) 2. Сумма доп взносов (остекление балкона и стяжка полов). Объект долгострой, и платеж за остекление внесён сразу не был (только в 2024 году, когда объект достраивался ). В НК описано, что срок владения отсчитыается с момента полной оплате жилого помещение, но что делать с этими взносами ? Входят ли они в оплату помещения?
727
46
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости